История учреждения

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ

МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

        Медико-социальная экспертиза, являясь первоосновой и составной частью социального обеспечения, играет важнейшую роль в реализации государственной политики по социальной защите инвалидов, их реабилитации и интеграции в общество.

        В своем развитии медико-социальная экспертиза прошла ряд этапов в соответствии с конкретными задачами, которые перед ней ставило государство на тот или иной период, и в настоящее время сформировалась в самостоятельную отрасль научных знаний и систему практической деятельности.

        В 1918г. впервые создано бюро врачебной экспертизы (БВЭ), в состав которого входили три врача (терапевт, невропатолог и хирург), а также представители страховой кассы и профсоюзной организации. С этого времени начинается отсчет службы врачебной экспертизы трудоспособности, тогда же впервые появились нормативы. Комиссия должна была освидетельствовать 15 человек в день. Были поставлены основные задачи: определение инвалидности, определение видов труда, определение возможности восстановления трудоспособности. Назрел вопрос о переходе к групповой классификации инвалидности. Предусматривалось шесть групп, хотя на практике использовали только пять. Эту классификацию называли рациональной. Пенсию по инвалидности получали только инвалиды первой, второй и третьей группы. А инвалиды четвертой, пятой и шестой групп получали льготы (освобождались от трудовой повинности, получали работу по отдельной очереди на бирже труда и т.д.).

 

        В 1921 г. БВЭ были переданы в подчинение Народному Комиссариату здравоохранения. 19 апреля 1924 г. было принято Положение о трудовой экспертизе. Задачами ее являлись определение наличия и группы инвалидности и установление возможности или невозможности восстановления трудоспособности. 6 июля 1928г. было утверждено «Положение о врачебно-экспертных комиссиях», БВЭ были переименованы во врачебно-экспертные комиссии (ВЭК). Этим Положением расширен круг задач, стоящих перед ВЭК: установление наличия, степени, характера и причины инвалидности, определение способов восстановления трудоспособности путем долечивания, переобучения, установление необходимости протезирования инвалидов, связи инвалидности с полученными инвалидами трудовым увечьем или профзаболеванием.

 

         В конце 20-х гг. вышло Постановлении ЦК КПСС, где было указано, что органы здравоохранения не справились с руководством экспертизой, были выявлены недостатки в работе: низкое качество экспертизы, оторванность экспертизы от промышленных предприятий, некачественная организация работы. В 1930 г. начались реализовываться мероприятия по их исправлению. В 1932 г. ВТЭК были переданы профсоюзам здравоохранения и с 1936 г. они перешли в подчинение органов социального обеспечения.

 

     В годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг) перед врачебно-трудовыми экспертными комиссиями были поставлены новые задачи, предусматривающие организацию своевременного освидетельствования, решение вопросов трудоустройства инвалидов войны. В 1942 г. создана первая специализированная ВТЭК по туберкулезу. В годы войны большое внимание уделялось реабилитации инвалидов, особенной трудовой.         Инвалидность устанавливались на определенные сроки от 3 месяцев до 1 года, бессрочно инвалидность не устанавливалась. 90,0% инвалидов составляли военнослужащие. Послевоенный период связан с работой по изменению инструкции, совершенствование организации ВТЭК, по подготовке кадров.

 

        С 1956 г. на всей территории СССР была введена единая пенсия. Выходило много нормативно-правовой документации по инвалидности. 11 марта 1963 г. было принято Постановление Совета Министров ВЦСПС СССР «О профилактике инвалидности», где проблему инвалидности признали проблемой общества в целом. В 1967 г. принято новое Положение о ВТЭК РФ, в котором была усилена роль высшей ВТЭК, отрегулирована организационно-методическая работа. Впервые стали создаваться планы по профилактике инвалидности, которые обязательно утверждались администрацией данного региона. После 1963 г. широкое распространение получила специализированная экспертиза.

 

         В последующем Положение о врачебно-трудовых экспертных комиссиях усовершенствовалось и дополнялось новыми задачами и целями, в т. ч. содействие восстановлению трудоспособности инвалидов, определение для инвалидов условий и видов труда, доступных по состоянию здоровья и в связи с физическим дефектом, изучение условий труда инвалидов непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях. Расширился перечень установленных причин инвалидности. Менялись структура, организация сети ВТЭК.

 

         В декабре 1984 г. принят новый подход к определению числа комиссий – не по количеству освидетельствований, а по численности взрослого населения.

 

         В 1995 г. был принят Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, который определил основные положения социальной защиты инвалидов и регламентировано создание принципиально новой службы, осуществляющей экспертизу инвалидности: Государственной службы медико-социальной экспертизы. Подход к определению инвалидности перешел на новый уровень.

         С января 2005 г. учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы реорганизованы в федеральные государственные учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации». С 2008 г. учреждения медико-социальной экспертизы подчиняются Федеральному медико-биологическому агентству Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

 

         В 2011 году организационно-правовая форма учреждения изменена на казенное учреждение и распоряжением Правительства РФ от 14.07.2012г. № 1270-р и передано в ведение Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. По распоряжению Правительства РФ от 14.07.2012г. № 1270-р федеральные учреждения медико-социальной экспертизы – главные бюро медико-социальной экспертизы отнесены к ведению Минтруда России.

 

         За историю развития система медико-социальной экспертизы претерпела неоднократную реорганизацию, но основной принцип на которую была направлена ее деятельность во все времена ее становления - определение инвалидности гражданам, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации остается по сегодняшний день неизменной.

 

         До 1997 г. в Читинской области работало 9 врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК), в обязанности которых входило определение группы и причины инвалидности.

 

         С 01.01.1997г. в Читинской области врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК) преобразованы в Государственную службу медико-социальной экспертизы, дополнительно открыто 5 бюро медико-социальной экспертизы.

         Помимо врачей-экспертов в состав учреждения вошли врачи-специалисты по реабилитации, специалисты по социальной работе, психологи.

          В 2003 г. был развернут дополнительный второй состав городского МСЭ.

         С 2005 г. создано Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Читинской области и АБАО». С 2008 г. учреждение имеет современное название.

        В рамках Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006 – 2010 гг.» построено новое административное здание. Общая площадь 4-этажного здания 5636 кв. м, при его строительстве использовались современные технологии. Здание, расположенное по ул. Коханского д. 11, является многофункциональным проектом. В планировке здания реализован проект «Доступная среда»: предусмотрены широкие коридоры до 3 метров, отсутствие порогов, просторные лифты, нескользкие покрытия, пандус, кнопка вызова и т. д.. Есть большой и малый конференц-зал, кабинет функциональной диагностики, предусмотрены детские игровые комнаты и комнаты матери и ребенка, кабинет Фонда социального страхования.

 

        В 2016 г. руководителем ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Забайкальскому краю» Минтруда России назначена Марина Юрьевна Баранова.

 

         В соответствии с Уставом в учреждении действует 2 экспертных состава главного бюро МСЭ и 14 филиалов, из них: 8 общего профиля, которые находятся в г. Чите и в 4 районных центрах края (г. Борзя, г. Краснокаменск, г. Петровск-Забайкальский, г. Шилка) и 6 специализированных филиалов: педиатрических – 2, психиатрический – 1, офтальмологический – 1, травматологический – 1, фтизиатрический – 1.

 

         В среднем в год в учреждение обращается более 3-3,5% от общего количества населения Забайкальского края. В учреждении постоянно проводиться работа по улучшению качества приема граждан.